1.
Сущность глобальных проблем.
2.
Противоречия глобализации и пути решения глобальных проблем.
3.
Запад — Восток — Россия: диалог культур в условиях глобального кризиса.
1. Сущность глобальных проблем
Кроме
проблем каждой цивилизации, человечество стоит перед острой необходимостью
решения общепланетарных проблем. Еще в 1868 г . французский ученый Э. Реклю ввел
понятие «биосфера» для обозначения «живой» оболочки Земли, слоя животных и
растений. В 20-е гг. XX
в. наш соотечественник В.И. Вернадский разработал фундаментальную концепцию
биосферы и ввел понятие «ноосферы», сферы разума, преобразующего планету.
Планета
и ее живая оболочка (включая человечество) — единая система, подчиняющаяся
ритмике солнечной активности и других космических воздействий. Осознание этого
единства пришло не сразу, как и осознание общих судеб всего человечества.
Поэтому необходимо осмыслить все системные связи в цепочке «человек — общество
— производство — природа» с учетом принципа историзма.
Особенность
нашего времени состоит еще и в том, что большинство данных проблем приняли
глобальный, т. е. общепланетарный, характер, давно вышли за рамки
государственных границ и материков и представляют общечеловеческую задачу.
Проблематика глобальности стала актуальной еще в середине XX в., а в начале XXI в. превратилась в императив развития
человечества.
Бесспорно,
первой и главной глобальной проблемой человечества, угрожающей самому
существовании природы и общества, является угроза термоядерной катастрофы. Взрывы
первых атомных бомб летом 1945
г . поистине стали рубежом в истории человечества. Не
сразу пришло осознание того факта, что если до сих пор человеческий дух не
смирялся с существованием индивидуальной смертности, а возможно, и бессмертия
(и загробной жизни), то сейчас может погибнуть сразу или за короткий отрезок
времени все человечество. Крупнейшие умы (А. Эйнштейн, Б. Рассел, Ф. Жолио-Кюри
и др.) осознали это и призвали все человечество забыть о том, что разделяет
людей, объединиться во имя выживания всех.
Не
менее грозная проблема — экологическая катастрофа, надвигающаяся на планету.
Термин «экология» был введен в оборот в XIX в. немецким биологом Э. Геккелем для обозначения всего
внешнего по отношению к человеческому телу. В настоящее время человечество
производит отбросы органического мира в объеме, в 2 тыс. раз большем, чем
объемы отходов остальной биосферы. Очевидно, что нарушение этого равновесия
породило целый комплекс сложнейших проблем. Человек в отличие от всего живого
не связан жестко экологическими условиями своего бытия, он в определенном
смысле шел всегда против природы, не приспосабливаясь к ней, а изменяя ее в
соответствии со своими потребностями. В этом и состоит философский смысл
экологической проблемы. Именно экологическая потребность человека, его
невероятная (по сравнению с животными) способность к адаптации определила такое
расширение масштаба его деятельности и привела в XX в. к экологическому кризису. Так
господствующая система ценностей, направленная на удовлетворение потребности
«иметь» (и как можно больше), вошла в глубочайший конфликт с гораздо более
фундаментальной потребностью человека — «быть», жить и развиваться вне жесткой
зависимости от того, что он имеет. Следовательно, суть экологического кризиса
лежит в фундаментальном слое культуры человека и его потребностей, что
определяет в некоторой степени психологическую неготовность многих людей
осознать эту опасность.
Демографическая
проблема стала глобальной уже давно. По подсчетам специалистов, с начала
неолита и до настоящего времени на сцене истории побывало около 18 млн человек,
причем темпы прироста населения все время росли. В 1987 г . родился
пятимиллиардный житель планеты, а темпы роста сейчас таковы, что каждую секунду
число людей на Земле увеличивается на три человека. В результате этого ежегодно
появляется около 100 млн человек, что равно современному населению Западной
Европы. Основной прирост населения обеспечивают Африка, Латинская Америка,
Юго-Восточная Азия, в которых на рубеже XX и XXI
вв. живет свыше 80% населения мира. Это еще в 60-е гг. прошлого столетия
расценивалось как «демографическая бомба». С другой стороны, в ряде стран и
регионов мира, в том числе и Западной Европе, Восточной Европы и в России
наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное
старение.
Ситуация
с народонаселением в мире характеризуется глубоким противоречием: в целом
происходит достаточно интенсивный рост населения в ряде стран (Китай, Япония),
предпринимаются энергичные меры для его ограничения, а в ряде регионов и стран
происходит депопуляция, что порождает огромные трудности для экономического и
социального развития.
По
образному выражению, Земля сейчас «болеет человеком», и вполне закономерно
ожидать в скором будущем демографического коллапса, т. е. достаточно резкого
снижения численности населения. Оно может быть вызвано глобальным голодом,
истощением ресурсов полезных ископаемых и почвы, непригодностью воды для питья,
тепловым перегревом поверхности, распространением СПИДа и т.д. Иногда
человечество сравнивают с раковой опухолью на теле Земли, полагая, что она и
Космос — живые существа, наделенные сверхразумом. В полной мере это относится и
к таким глобальным проблемам, как ресурсная, энергетическая и
продовольственная, а также к освоению Космоса и Мирового океана. Они
представляют собой компоненты экологической и демографической проблем, разные
стороны великого противоречия Природы и Человека.
2. Противоречия глобализации и пути решения глобальных проблем
В
конце XX — начале XXI в. одной из самых
актуальных стала проблема глобализации, под которой понимается противоречивый
процесс транснационального функционирования экономики и ее трансформации, что
сделало «прозрачными» многие государственные границы, обеспечило свободный
поток товаров и капиталов и привело к доминированию отдельных стран в мировом
сообществе. Это породило не только новую форму неравенства и глобального
противостояния («север—юг»), но и вызвало феномен глобального терроризма,
движение антиглобалистов и т.п. В сущности возникают новые очаги глобальной
напряженности, связанные с невозможностью большинства стран мира, где живет
более половины населения планеты, воспользоваться плодами глобализации.
Пропасть между богатством и бедностью растет, и этот факт становится острейшей
глобальной проблемой, влекущей за собой рост числа гуманитарных катастроф в
мире, усиление миграции и т.д.
В
этих условиях крайне трудно найти эффективные способы решения глобальных
проблем. Весь их комплекс (и острейшая из них — экологическая) является сейчас
ведущим требованием к поведению человечества. Ряд крупных ученых пишут о
необходимости воспитания нового человека — «гомо глобалис», человека
всемирного, ориентированного на решение глобальных проблем человечества. Можно
привести в этой связи поэтические строки А. Вознесенского: «Все прогрессы
реакционны, если рушится человек». Антропологическая катастрофа как уничтожение
человеческого в человеке становится реальностью для миллиардов, ибо в настоящее
время примерно 15% населения планеты диктуют свою волю остальным 85 %. В этой
связи говорят уже о «постчеловеческой цивилизации» как итоге необратимо
кризисного развития нынешнего поколения людей.
3. Запад — Восток — Россия: диалог культур в условиях глобального кризиса
Прежде
всего надо обозначить суть традиционной дихотомии Запад—Восток. Характеризуя
основные черты цивилизации Запада, нужно указать на такие существенные
признаки: идея преобразования мира; природа — неиссякаемая кладовая ресурсов;
ценность власти, силы и господства над природой и обществом; ценность научной
рациональности.
Это
предполагает антропоцентрический характер восприятия мира, где цели и средства
могут не совпадать, а цель науки — истина, имеющая практическую отдачу. В свою
очередь здесь возникает противоречие между технологией и личностными запросами
человека, его отчуждение от самого себя и общества.
Восток,
напротив, предпочитает личностный характер восприятия мира, но человек
вовсе не является венцом творения. Его задача — «не деяние осуществить», а не
насиловать природу, поскольку средства понимаются как развертывание содержания
цели. Главное — обеспечить стабильность и предсказуемость, так как познание —
это прежде всего нравственное совершенствование. Отсюда возникает важность
Учителя и наша сопричастность к Космосу.
Сравнив
характеристики цивилизаций Востока и Запада, следует подчеркнуть, что особое
значение имеет взаимодействие культур Запада и Востока, поскольку именно в
этом большинство ученых усматривают залог прогресса человечества. Постепенно
вызревала идея о том, что культуры и цивилизации Запада и Востока являются
взаимодополняющими и представляют собой определенную целостность, а рационализм
Запада и интуитивизм Востока, технологический подход и гуманистические ценности
должны сочетаться в рамках новой общепланетарной цивилизации.
Русское
национальное самосознание рождалось в попытках осмыслить место России в
дихотомии Запад — Восток. Если Запад представлялся для России чем-то достаточно
монолитным в духовном отношении, хотя и различающимся по линиям католицизма и
протестантизма, то с Востоком дело обстояло сложнее. Для России, по словам Вл.
Соловьева, всегда был выбор — быть Востоком Ксеркса или Христа, т. е.
мусульманским или христианским. Этот культурно-религиозный выбор имеет не
только историческое, но и глубокое философское значение.
Россия
представляет собой промежуточный тип цивилизационного развития с элементами как
западной, так и восточной цивилизации, о которой речь шла выше, современное
российское посткоммунистическое общество должно найти шанс вхождения в
глобальную экономику, что становится императивом развития. Традиционный для
России догоняющий путь развития вряд ли может быть успешным. Нужны, как
полагают экономисты, социологи и политики, прорывные технологии на основе
достижений науки и решения сложных социальных проблем в самой России. С
философской точки зрения это означает необходимость глубоких изменений в
менталитете миллионов граждан в относительно короткие исторические сроки. Это
связано с реалистичными оценками будущего нашей цивилизации, о чем пойдет речь
далее.